Какими станут критерии оценки услуг связи?

О возрастающих потребностях пользователей услуг связи и законодательных инициативах по их обеспечению шла речь на площадке Всероссийской конференции "качество в телекоммуникациях - реалии, проблемы, перспективы". Жаркие дискуссии экспертного сообщества, организованные ОАО "Гипросвязь" и ЗАО "Экспо-Телеком", идут второй год подряд.

Тестируем связь всем миром

"За прошедший год новых игроков на рынке предоставления услуг связи не появилось, а значит, улучшение качества невозможно без регуляторного воздействия", - задал тему генеральный директор ОАО "Гипросвязь" Владимир Бондарик.
 
Проект Концепции организации системы госконтроля качества оказания услуг связи разработан и находится на рассмотрении в министерстве, обнадежил начальник управления контроля и надзора в сфере связи Роскомнадзора Денис Пальцын, добавив, что долгожданные методики сейчас находятся в ведомстве в стадии доработки и в июле-августе будут вынесены на общественное обсуждение.
 
Д. Пальцын подробно рассказал об идее регулятора создать веб-портал, содержащий информацию о показателях качества услуг связи на сетях разных операторов, которые будут выкладывать в публичное пространство соответствующие отчеты. Ресурс предоставит абонентам возможность не только самостоятельно тестировать собственные вызовы в мобильной сети и измерять скорость передачи трафика на личном устройстве, но и подавать жалобу в электронной форме.

Берите пока дают!

Пока в Минкомсвязи разрабатывают глобальные проекты и переписывают отраслевое законодательство, энтузиасты ставят эксперименты. Как известно, Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) с начала прошлого года по соглашению с Роскомнадзором реализует пилотный проект по улучшению в столице качества голосовых услуг подвижной радиотелефонной связи.
 
ДИТ помогает "большой тройке" не только разместить базовые станции (БС) на муниципальных объектах в местах максимальной концентрации абонентов, но и упростить процедуру получения разрешений на использование спектра для создания должной инфраструктуры. Однако опыт реализации проекта показывает, что операторы не пользуются предоставленной возможностью. По сообщению заместителя руководителя ДИТ Москвы Александра Горбатько, МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" установили оборудование лишь в 150 точках из 800 предложенных столичными влсатями, хотя изначально заявляли потребность в 1 500 БС.
 
Тем временем уровень качества сотовой связи в Москве снижается. Тенденцию подтверждают результаты радиомониторинга ДИТ: порядка 62% звонков на сетях операторов "большой тройки! в столице сопровождаются низким уровнем качества передачи речи.
 
Степень удовлетворенности граждан качеством сотовой связи в Москве (по результатам опроса ДИТ) также стала меньше: 55% респондентов считают, что качество услуг мобильной связи в мегаполисе в последнее время ухудшилось. С начала 2012 года на интерактивный сайт ДИТ поступило более 3 000 жалоб.

Нет предела совершенству

Так называемые "страсти по качеству" операторы считают попыткой давления на бизнес. Услуга мобильного вызова, как правило, предоставляется абоненту "в цепочке" несколькими компаниями. Невозможно оценивать качество соединения, если межоператорские отношения не отрегулированы, а условия завершения вызовов не описаны в нормативных документах, сетовали представители "большой тройки". По словам представителя МТС, 70-80% жалоб на качество связи - не обоснованы: люди не хотят разбираться в настройках устройств, пользуются "серыми" и старыми моделями телефонов. К тому же операторам непонятно, до каких пор повышать качество связи. Ведь пока не существует утвержденных минимальных величин.
 
На форуме главный метролог ООО "Аналитик-ТС" Андрей Кочеров предложил ввести единый показатель качества услуг связи, суммировать такие критерии, как доступность, целостность и непрерывность. В свою очередь ответственный секретарь комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям  Вячеслав Судьин заметил, что следование четким нормативам может оказаться экономически нецелесообразным. Операторы будут вынуждены увеличивать инвестиции, что приведет к росту тарифов, а значит, абоненты в российской провинции не смогут пользоваться слишком дорогими продуктами телеком-индустрии. В итоге рынок сделает скачок вниз.

SLA как новая идеология

Ещё совсем недавно никто и не думал пользоваться интернетом и голосовой связью в метро, а сегодня это становится нормой. "Качество в современном мире в большей степени определяется социальными ожиданиями потребителей",  - подтверждает президент компании Wellink Игорь Бакланов. Разным пользователям от какой-либо услуги, например VPN (Virtual Private Network - виртуальная частная сеть), порой нужны абсолютно противоположные вещи: одному VoIP (голосовая связь по протоколу IP), другому IPTV (Internet Protocol Television), есть те, кто ограничивается обыкновенной пересылкой файлов.
 
Лидер российского рынка программного обеспечения Wellink сформулировал новую идеологию в теории качества услуг. Договор, в котором можно описать те или иные ожидания абонента - это SLA (Service Level Agreement) - соглашение об уровне предоставления услуги.
 
О практических вопросах внедрения SLA сделал доклад профессор МТУСИ Виктор Нетес. Для распространения SLA необходимо разработать общие условия, выбрать номенклатуру показателей, развернуть систему мониторинга и управления QoS (Quality of Service), а также определить размеры штрафов за нарушение SLA.
 
Как свидетельствует мировая практика, штрафные санкции являются хорошим подспорьем в деле улучшения качества связи. На конференции главный специалист Испытательного центра ФГУП ЦНИИС Дориан Подберезин рассказал об опыте Нью-Йорка. Федеральная комиссия по связи в США разработала три уровня качества мобильных соединений, в том числе минимальный. Если оператор не соблюдал норматив, то был вынужден, после первого предупреждения, нести наказание - в виде снижения стоимости абонентской платы всем пользователям.
 
* * *
 
Эти и другие предложения спикеров организаторы обещали довести до Минкомсвязи. Участники форума надеются, что полезные идеи будут способствовать определению концептуальных подходов к обеспечению качества улуг связи и их контролю, что может послужить основной соответствующих законодательных актов.

Радиочастотный спектр  №7 (37) 2013

Вверх