Регулирование ответственности участников процесса предоставления услуг связи в сегменте B2B/B2G

1. Проблематика регулирования отношений участников рынка

Целью применения систем мониторинга SLA в корпоративном сегменте и сегменте государственной связи является регулирование отношений между национальными операторами связи (поставщиками каналов и услуг) и крупными потребителями услуг связи. Именно регулирование отношений является причиной внедрения систем мониторинга SLA.
 
Система мониторинга SLA позволяет корпоративному клиенту B2B/B2G получить информацию о состоянии услуг, арендуемых у операторов связи, и тем самым регулировать качество услуг, находящихся вне его зоны ответственности. Вне проблематики SLA оказывается невозможным гарантировать стабильность, надежность и сквозные показатели качества корпоративных услуг связи.
 
Современная практика регулирования отношений опирается на распределенные принципы, связанные с частными конвенциями между потребителями услуг и операторами связи. Система мониторинга SLA выступает инструментом контроля таких конвенций, а целью такого регулирования является предотвращение любых потенциальных конфликтов в области предоставления и потребления арендованных услуг связи.
 
Для выполнения данной задачи система мониторинга SLA должна иметь ряд функций, обеспечивающих выполнение стратегической задачи регулирования отношений:
  • Релевантность информации;
  • Метрологическая значимость;
  • Система управления процессами и регламентами;
  • Минимальное воздействие на процесс предоставления услуг;
  • Максимально достижимая легитимность в юридическом и технологическом поле.

Все перечисленные функции реализованы в системе wiSLA и рассматриваются ниже как преимущества этой системы.

2. Преимущества использования системы wiSLA в качестве инструмента регулирования отношений и управления конфликтами

2.1. Релевантность информации

Для обеспечения функций регулирования необходима высокая релевантность информации. Данные от системы должны в неизмененном виде поступать обеим сторонам предоставления услуги. Любая предобработка и «корректировка» отчета недопустимы, поскольку ставят под сомнение сам принцип контроля исполнения SLA.
 
Оператор имеет право изменять показатели качества в рамках договора на оказание услуг, и только в этих пределах. Например, объявление определенного периода неготовности услуги периодом планово-профилактических работ (ППР) после фиксирования инцидента считается невозможным, поскольку начало ППР должно быть согласовано обеими сторонами.

2.2. Метрологическая значимость

Релевантность данных в системе должна быть также подтверждена алгоритмами измерений, для каждого из которых должны быть указаны показатели долговременной и кратковременной погрешности измерений.
 
В системе wiSLA реализована уникальная функция – универсальный метрологический транслятор данных, позволяющий сделать систему открытой с точки зрения метрологии.
 
Большинство представленных на российском рынке систем являются закрытыми с точки зрения метрологии, поскольку используют свои алгоритмы измерения и собственные аппаратные и программные средства измерений (зонды). В таком случае возникает проблема верификации получаемых данных и оценка точности аппаратно-программного комплекса как единого целого.
 
В системе wiSLA была осуществлена интеграция всех присутствующих на отечественном рынке аппаратных средств контроля, включая аппаратные зонды Метротек, Элтекс, Булат, Cisco, Juniper, Huawei, RAD, OneAccess, Omnitron, Raisecom, Accedian, EXFO (Brix) и пр. Каждый тип зондов интегрировался не формально по уровню данных, а с точки зрения единой метрологии измерений. Частные метрологические модели верифицировались, определялись точность, повторяемость результатов, анализировалось явление гистерезиса и пр. В результате через метрологический транслятор wiSLA разные типы измерительного оборудования могут взаимодействовать друг с другом, и в каждом случае указывается показатель точности измерений.

2.3. Система управления процессами и регламентами

В системе должны быть предусмотрены средства интеграции ее с рабочими процессами и регламентами всех сторон соглашения SLA: оператора, клиента, контрагента, виртуального оператора и пр.
 
Вне такой интеграции система мониторинга SLA перестает быть эффективным инструментом и выступает как самодостаточная система необоснованного применения.
 
Наличие в системе wiSLA уровня управления деловыми процессами позволяет быстро и эффективно интегрировать систему в ландшафт OSS/BSS/ITIL всех участников процесса регулирования.

2.4. Минимальное воздействие на процесс предоставления услуг

Система мониторинга SLA является внешним инструментом контроля ко всем системам ИТ участников процесса регулирования. Система мониторинга SLA приходит на уже функционирующую систему связи, где предоставляются услуги. Поэтому внедрение системы SLA должно опираться на принцип минимального воздействия на существующую сеть. Внедрение системы не должно приводить к ухудшению показателей надежности сети.
 
Это выражается в следующих особенностях системы wiSLA:
  • В аппаратных зондах системы wiSLA (M716) реализована функция резервного питания и аппаратный bypass, исключающий повреждение канала в случае любой неисправности зонда;
  • В процессе организации измерений wiSLA максимально исключаются схемы, приводящие к дополнительным точкам отказа;
  • В проектах системы wiSLA максимально используются установленные средства контроля, в частности пограничные маршрутизаторы и коммутаторы с функциями измерений. Универсальный метрологический транслятор системы позволяет реализовать функции контроля SLA, не увеличивая количество устройств;
  • Последние разработки на основе технологии SmartSFP позволяют исключить аппаратные зонды даже в условиях высоких требований по точности измерений.

2.5. Максимально достижимая легитимность в юридическом и технологическом поле

В настоящее время в области контроля показателей качества услуг на основе технологии IP существует правовой вакуум. Современное российское законодательство (Приказ №113, Приказ №277 Минкомсвязи, Закон “О связи», Закон «О единстве средств измерений» и пр.) не касается вопросов квалиметрии, измерений и регулирования ответственности в части.
 
Тем не менее, статус пограничной системы контроля SLA требует максимальной легитимности системы в существующем правовом поле.
 
В настоящее время система wiSLA имеет следующие сертификаты:
  • Сертификат утверждения типа средств измерений на весь ПАК wiSLA с используемыми в нем зондами
  • Сертификат происхождения ПО wiSLA
  • Подтверждение статуса российского производителя ПО – выписка из реестра Российских производителей
В настоящий момент методология wiSLA используется в рамках инициативы по доработке нормативной базы отрасли связи.

Выводы

Система wiSLA является наиболее распространенной и эффективной системой мониторинга SLA и регулирования ответственности сторон в процессе предоставления услуг.
 
Совокупность функций системы wiSLA является уникальной для отечественного и мирового рынка, что и определяет конкурентные преимущества этой системы.
 

 

 
Вверх